| |
П р а в о с л а в н о
е П у ш к и н о
Проповеди о. Вячеслава Резникова
О
точке и лучах
Суббота пред Воздвижением
Мф. 10, 37-11, 1 I Кор. 2, 6-9
Сегодня - суббота, а завтра - воскресенье пред Воздвижением, а после будут
тоже особые суббота и воскресенье. Это - чтобы нам подольше постоять перед
Крестом: не коснется ли и нас, наконец, "премудрость Божия, тайная,
сокровенная". В словах же о Кресте всегда: либо - несовершенная попытка сравнить
с чем-то, либо - более удачная: показать несравнимость ни с чем.
Сегодня, например, читаем: "Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не
достоин Меня. И кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня".
Любовь к нам Господа Иисуса не сравнима ни с какой человеческой любовью. Поэтому
и сила ответной любви не должна быть сопоставима ни с чем. Но как пробиться к
сердцу того, кто знает лишь любовь родивших нас или рожденных нами?
Еще сказано, что идти за Христом можно только взяв свой крест. Кто же "не
берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня", - говорит Господь.
И для тех, кто не понимает этих слов, - вот живая картина: Единый Безгрешный,
измученный и окровавленный, несет тяжелый деревянный крест, на котором будет
распят. Крайняя жестокость и крайняя несправедливость. Но сострадающим Ему
иерусалимским женщинам Он говорит: "Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о
детях ваших" (Лк. 23, 28).
А как уразуметь последующие слова: "Сберегший душу свою потеряет ее, а
потерявший душу свою ради Меня сбережет ее"? - ведь не что-то на что-то
предстоит поменять, но - все на все: всего себя отвергнуться, чтобы всего себя,
и уже навсегда, - приобрести!..
А вот и честь, которой сподобишься, если изберешь Христа, и возьмешь свой
крест: "Кто принимает вас, принимает Меня; а кто принимает Меня, принимает
Пославшего Меня".
Но даже если эта цель покажется недостижимой, есть ли у нас выбор? о тех,
кто упорно противится Божией премудрости, сказано, что, "если бы познали, то не
распяли бы Господа славы". Значит: либо перед Крестом, либо - заодно с
распинателями, с этими "властями века сего".
И хотя средоточие Креста кажется недоступным, и как бы нематериальным, но
лучи его простираются до бесконечности и в широту, и в высоту, и в глубину,
чтобы охватить и привлечь весь мир, чтобы даже самое отдаленное сдвинуть с
мертвой точки. И даже до такой степени, что "кто напоит одного из малых сих
только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет
награды своей".
Вот с такой простоты и конкретности и начинается путь к истинной
премудрости: с простого дела, с простой милости, оказанной ради Христа, а
особенно тому, кто несет нам слово Христово.
О точках и контуре
Неделя пред Воздвижением
Ин. 3, 13-17 Гал. 6, 11-18
Продолжая стояние перед тайной Святого Креста, мы читаем, как "один из
начальников Иудейских" по имени Никодим пришел к Иисусу ночью и сказал: "Равви!
мы знаем, что Ты - Учитель, пришедший от Бога: ибо таких чудес, какие Ты
творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог". Господь же стал
говорить о необходимости заново родиться, о Духе, который "дышит, где хочет".
Никодим спрашивает: как? почему? - Но ответы Иисуса не опираются на живой
духовный опыт слушателя, и поэтому они - как вехи, как точки, которые еще не
обведены контуром и не стали рисунком.
Вот Господь ставит первую такую точку: "Никто не восходил на небо, как
только сшедший с небес Сын Человеческий, Сущий на небесах". Но для Никодима вся
новозаветная история еще впереди. Поэтому Господь просто ставит вторую точку:
теперь Он напоминает один эпизод из прошлого, "как Моисей вознес змию в
пустыне". Тут уже Никодим должен вспомнить, как евреи в очередной раз
возроптали, и "послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и
умерло множество народа из сынов Израилевых. И пришел народ к Моисею и сказал:
согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя; помолись Господу, чтобы
Он удалил от нас змеев. И помолился Моисей Господу о народе. И сказал Господь
Моисею: сделай себе медного змея и выставь его на знамя, и если ужалит змей
какого-либо человека, ужаленный, взглянув на него, останется жив" (Чис. 21,
4-8). И в исторической памяти запечатлелось: вот, уже неминуемая смерть, и вдруг
- взгляд на медное подобие смертоносного источника, и - исцеление. Взглянул - и
заново живешь. Вот этот-то странный факт Господь теперь напоминает и объясняет.
Но объясняет фактом... еще не совершившимся: "и как Моисей вознес змию в
пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому". Не медное подобие,
водруженное на знамя, принесет избавление, но - вознесенный на крест Человек,
Сам не имеющий греха, но во всем подобный человеку, через которого пришли грех и
смерть.
И далее Господь, опять не объясняя, кто такой Сын Человеческий, ставит
третью точку, открывая уже о Сыне Божьем: "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал
Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь
вечную". Для Никодима и это - загадка, но Господь все же сказал то, что сказал.
Потому что слово истины, даже вне исторического и духовного опыта, все равно -
слово истины, исполненное внутренней силы.
Вот и Никодим: сначала пришел ночью, скрываясь от всех; потом не побоялся
в синедрионе сказать слово в защиту Иисуса; и вот уже он вместе с Иосифом
дерзает просить у Пилата тело Учителя. Совсем как в притче: бросит человек "семя
в землю; и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает
он. Ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное
зерно в колосе" (Мк. 4, 26-28). Пусть ты еще мало что понимаешь в Евангелии, все
равно читай и запоминай. Придет время, и сам от всего сердца скажешь вместе с
Апостолом: "А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса
Христа, Которым для меня мир распят, и я для мира".
О православном сознании
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня
Ин. 12, 28-36, 19, 6-11,
Ин. 19, 13-20, 25-28, 30-35
I Кор. 1, 18-24
Праздник Воздвижения связан с именем Елены, святой матери
равноапостольного императора Константина. В начале четвертого века, после
прекращения гонений на христиан, ей пришла мысль - посетить ту землю, по которой
ходил когда-то Господь Иисус Христос, и отыскать крест, на котором Он был
распят. С трудом нашли хранителей тайны. Разрушили построенный на этом месте
языческий храм, раскопали насыпанный холм и нашли три креста. Царица верила, что
Господь не допустит поклониться кресту разбойника, и дерзновенно велела
возложить каждый из трех на проносимую умершую девицу. От прикосновения одного
из них девица ожила. И ни у кого не возникло сомнений, чей это крест. Тут же он
был воздвигнут над толпой, и все только и могли без конца восклицать: "Господи,
помилуй"! Впервые орудие страшной казни (а ведь и тогда, спустя триста лет, еще
казнили на крестах) было воздвигнуто не для позора и смерти, а для всемирного
прославления.
Воздвижение Креста как бы воскресило день казни Господа. И Евангелие
сегодня напоминает жестокие подробности. Поскольку "тогда была пятница, то
иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, ибо та суббота была день
великий, просили Пилата" снять их. А поскольку двое были еще живы, то "пришли
воины и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним". Это делалось
для того, чтобы тело обвисло на кресте, и скорее бы наступила смерть. "Но
пришедши к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней; но
один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода". Об этом
и свидетельствует стоявший тут же ученик, которому Господь в предсмертных
мучениях поручил заботу о Своей Матери: "Жено, се сын Твой... се Матерь твоя"!
Царица же Елена - яркий пример живой православной души. Апостол Иоанн
Богослов писал: "Духа Божия... узнавайте так: всякий дух, который исповедует
Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога" (1 Ин. 4, 2). И православное
сознание отличается особым, сердечным вниманием к факту воплощения Иисуса
Христа, ко всему, на чем остался след Его пребывания на земле. Христианин
стремится увидеть все, что можно увидеть, прикоснуться ко всему, к чему можно
прикоснуться, облобызать все, что связано с жизнью во плоти нашего Господа. И
вовсе не для того, чтобы убедиться и еще более поверить, а просто - из любви к
Нему как к Богу и как к Человеку, из желания впитать до капли все, что связано с
Ним. В этом - православная полнота отношения к Господу Иисусу Христу, которая
порой так раздражает однобоких рационалистов.
"Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, -
сила Божия. Ибо написано: "погублю мудрость мудрецов, и разум разумных
отвергну... Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем
Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие; для самих же
призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость. Потому что
немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков".
О даре и жертвеннике
Суббота по Воздвижении
Ин. 8, 21-30 I Кор. 1, 26-29
В Первом послании к Коринфянам апостол Павел пишет: "Немудрое Божие
премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков" (1 Кор. 1, 25). И в
подтверждение предлагает взглянуть на самих себя: "Посмотрите, братия, кто вы
призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много
благородных"... А тут вдруг услышишь: "В наш храм ходит такой-то великий мира
сего"! Или: "Я крестил такого-то знаменитого, богатого и значащего человека"!
Или увидишь надпись: "В этом храме крестился такой-то великий поэт". И начинаешь
понимать слова Господни: "Горе вам", "которые говорите: если кто поклянется
жертвенником, то ничего [то есть может не исполнить клятву], если же кто
поклянется даром, который на нем, то повинен [то есть обязан исполнить].
Безумные и слепые! что больше: дар или жертвенник, освящающий дар" (Мф. 23,
16-19)?
О ком Господь отзывался с похвалой? Кого Он Сам, еще при Своей земной
жизни, как бы возлагал на жертвенник Своего Креста? Петра, который в лодке
припал к Его ногам со словами: "выйди от меня, Господи, потому что я человек
грешный" (Лк. 5, 8). Сотника, который счел себя недостойным не только принять
Господа в своем доме, но даже лично обратиться к Нему с просьбой. Хананеянку,
которая желала лишь напитаться крохами со стола учеников. О каком богаче с
похвалой отозвался Господь? О Закхее, который сам выразил готовность раздать
почти все свое богатство. Как самых близких, Он отмечал тех, кто понимал, что
своей персоной не только ничего не прибавляет к славе Иисуса, но даже и омрачает
эту славу. Потому что истинный ученик познается так же, как истинный Учитель:
"Когда вознесете [на Крест] Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я". А
тем, кто уверен, что есть другой путь, Господь говорит: "Я отхожу, и будете
искать Меня; и умрете во грехе вашем; куда Я иду, вы не можете прийти".
Более всех достоин удивления сотник. Он был и жертвователем, и
благотворителем; за него ходатайствовали иудейские старейшины. Много ли таких,
как он, кто при действительной значимости сохранил бы и глубочайшее смирение?
Благодетели Церкви или нечто значащие люди, как правило, уже не могут стоять со
всеми в храме; они норовят быть или в алтаре, или, по крайней мере, на клиросе.
Простому рыбаку или всеми презираемому грешнику легче ощущать, кто мы есть пред
Богом. Потому-то "Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых; и немощное
мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и
ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, - для того, чтобы
никакая плоть не хвалилась пред Богом". И если Апостол не боится напомнить
коринфянам, что не много среди них мудрых, сильных и благородных, значит он не
сомневается, что они обладают сокровищем веры, которое исключает чувство
социальной ущербности, и ставит ни во что всякое социальное превосходство.
О стыде
Неделя по Воздвижении
Мк. 8, 34-9, 1 Гал. 2, 16-20
В последнем чтении, посвященном Кресту, Господь говорит: "Кто постыдится
Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын
Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами".
Впервые чувство стыда люди испытали, когда нарушили Божью заповедь, вкусив
от запретного плода. "В тот миг открылись глаза у них обоих, и узнали они, что
наги, и сшили смоковные листья и сделали себе опоясания" (Быт. 3, 7). Едва
отступив от Бога, люди тут же почувствовали, что потеряли некий покров, и
ощутили себя и друг перед другом, и пред Богом, - обнаженными, незащищенными,
хоть сквозь землю провалиться. Как и ныне чувствует себя пойманный и обличенный.
Но стыдящийся потому и стыдится, что все-таки признает законы, по которым
живут окружающие. А ведь бывают и такие, о которых Пророк говорил: "Стыдятся ли
они, делая мерзости? Нет, нисколько не стыдятся и не краснеют" (Иер. 6, 15).
Бывает же и так, что человек старается жить по заповедям Христовым, а
вокруг все не только делают противоположное, "но и делающих одобряют" (Рим. 1,
32). А ведь в каждом живет инстинкт общечеловеческого братства, желание быть как
все и со всеми. И если я лишь умом христианин, то соприкосновение с грешным,
прелюбодейным миром может ввергнуть в сильное уныние. Как говорит поэт, "теория
суха, а древо жизни зеленеет". Жизнь бьет ключом, а я тут со своим юродством
Креста и "сказками" о Воскресении! А за спиной у меня - что? Наша внешняя
церковная жизнь, если взглянуть сторонним, придирчивым взглядом, очень уязвима
для критики. И вот появляется тайная зависть к тем, кто живет просто и весело; а
также - стыд: и за свою веру, и за своих социально неустроенных братьев. Стыдно
сделать добро, стыдно быть целомудренным, стыдно быть честным. А если так,
значит мир не только внешне побеждает: значит ты и по совести признаешь его
правоту.
Понимая опасность такого стыда, Господь не ограничился словами. Он тут же
пообещал: "Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не
вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе". И вскоре Он
сделал некоторых свидетелями Своего Преображения, чтобы они своими глазами
увидели: что на самом деле реально, а что - призрачно; и чтобы сами смогли
воскликнуть: "Господи! хорошо нам" быть именно здесь, и больше нигде (Мф. 17,
4).
И не только стыдиться Креста Христова, но и стыдиться своей бедности,
своих родных, своей внешности, своего возраста, значит - тоже стыдиться Того,
Кто создал тебя или попустил тебе стать таким, зная, что именно такое состояние
для тебя спасительно.
И дай нам Бог, чтобы наш стыд работал не на нашего врага, а на нас: чтобы
стыдиться, когда хвалят, чувствуя себя вором, укравшим похвалу у Господа; чтобы
стыдиться своих "мудрых" богословских речей, чувствуя несоответствие их твоей
жизни. И чтобы стыд за свои грехи не от исповеди отвращал, но не допускал бы
снова возвращаться к уже исповеданным и оставленным однажды грехам.
|